Рассуждения о бессмертии души можно найти еще во времена Древнего Мира. Тогда размышления больше сводились к пониманию, что такое душа, и как она связана с человеческим мышлением и сознанием. Со сменой поколений, изменением взглядов людей на жизнь, появлялись всё новые гипотезы. Человеческая история с каждым веком накапливала всё больше загадочных и необъяснимых событий. На сегодняшний день существует множество взглядов на тему реинкарнации, проведено много сеансов, подтверждающих существование прошлых жизней.
Но даже уникальные по своему содержанию сеансы погружения в прошлые жизни встречают сопротивление со стороны науки. И в самом деле – как доказать то, что человек берет «из своей головы»? В таком случае точные данные и измерения по большей части бессильны. Но есть обстоятельства, при которых даже самые закоренелые скептики разводят руками. Это воспоминания детей о прошлых жизнях. В таком случае даже профессора психологических и медицинских наук не могут опровергнуть описываемые события.
Помнишь, мама, когда мы умерли вместе?
«Я везла на машине от стоматолога свою трехлетнюю дочь. Ей только что поставили на боковые зубы серебряные коронки. Но она была хорошей пациенткой – ни разу не заплакала и слушала врача во всем. По дороге домой она произнесла озабоченно: «Я не люблю серебряных зубов. Помнишь, когда мы умерли вместе, те плохие дядьки забрали наши серебряные зубы?»
Дело в том, что ребенок в силу своего возраста находится намного ближе к моменту рождения, — к тому периоду, когда он еще был за гранью настоящей реальности. Память о том, что на самом деле было «там», настолько живая, что воспоминания могут возникать спонтанно. Часто пусковым механизмом может служить какая-то ассоциация, которая приводит к оживлению событий в памяти ребенка.
Солнце светит, как тогда
«Однажды мы с моей двухлетней дочерью ехали в машине, она сидела в специальном детском сиденье и смотрела на солнечные блики на стекле. Когда мы проезжали по мосту через глубокое ущелье, она отчетливо и уверенно произнесла: «Мама, это очень напоминает место моей смерти». Я даже остановила машину и осторожно задала несколько вопросов.
И вот что услышала: «Машина упала с моста в реку. На мне не было ремня, и я полетела в воду. Я лежала на камнях и увидела вверху мост, сверкающий на солнце, вот как сейчас, и пузыри, которые поднимались наверх». Я была ошеломлена: никаких пузырей в воде моя дочь еще не могла нигде и никогда видеть. С год примерно Лия изредка вспоминала о своей смерти и всегда беспокоилась о ремнях безопасности».
Воспоминания детей ценны именно тем, что ребенок ещё не имеет возможности получать большое количество информации из окружающего мира. Его психические процессы, с точки зрения психологии и физиологии, направлены на своё развитие: в раннем детском возрасте – это познание пространства на предметном уровне, узнавание близких людей. В дальнейшем, через игру, освоение тех норм и правил, которые он уже успел увидеть из общения со взрослыми. Но некоторые ситуации просто не вписываются в те рамки, которые может предполагать конкретная семья.
Меня убил царь
«Когда нашему сыну было чуть больше двух лет, как-то вечером мой муж стал сочинять для него сказку и предложил сынишке самому выбрать имя для главного героя. Никита тут же назвал имя – Каник. И уже после игры он часто упоминал об этом Канике. Когда мы стали расспрашивать его, кто этот человек, Никита рассказал, что Каник – это царь, он ездит с мечом на коне и в одном из сражений… убил его, Никиту!
Для нас это было довольно странно, но мы все же поискали информацию в Интернете, – а вдруг и впрямь когда-то существовал такой человек? Каково же было наше удивление, когда оказалось, что в древнем Хорезме в VIII веке нашей эры и в самом деле жил правитель по имени Каник!»
Так как основной деятельностью ребенка является игра, то часто именно в процессе игры он начинает припоминать что-то из событий прошлых жизней. Чуткие родители не пугаются подобных заявлений, а наоборот, стараются узнать, что хочет сказать их ребенок.
Я жил в большом доме
«Моему сыну было 3 года. Он тогда усадил свои игрушки и начал играть с ними, будто проводит им экскурсию. «Вот посмотрите – это наш дом, да, вот такой большой. Это лестница. На стенах портреты – это мои родственники. А это мама и папа. Смотрите, какие цветы красивые в этих вазах – их каждое утро наш садовник ставит. А на втором этаже моя комната. Из окна видно сад – там эти цветы и растут. Вот фрукты лежат – я могу кушать, сколько хочу.
Моя комната – мои игрушки, мои книги, мои наряды. Вот эту шляпку тетя на день рождения в прошлом году подарила. Мои платья – вот в этом в церковь ездить, а это моё любимое! К шляпке…»
А поскольку я рисую, я быстренько накидала рисунок девочки лет 12 — типа Бекки Тетчер из «Приключений Тома Сойера», показываю сыну, он отвечает: «Да, это я!» Потом вдруг с подозрением смотрит на меня: «Погоди, мама, а откуда ты знаешь, какой я девочкой была?!»
И здесь важно отметить, даже наличие факта, что пол ребенка в прошлой жизни был другим, это не проявляется в его настоящей жизни. То есть, он воспринимает себя мальчиком, помня о том, что когда-то давно носил платья. Все это говорит не о патологии, а как раз о том, что такие воспоминания имеют свое место.
Известно выражение «родителей не выбирают». И на самом деле, в привычном понимании человек не может предполагать, в какой семье он родится, и что будет окружать первые годы его жизни. С одной стороны, это освобождает от ответственности, и мы можем со вздохом говорить себе: «Ну, так уж получилось… Я же не виноват, что мои родители такие… Не учили меня ничему…».
С другой стороны – это может привести к обвинению своих родителей, которые «ничему не научили», и не каждый из нас справляется с тем, чтобы принять эту данность. Но так ли всё на самом деле? На самом ли деле родителей не выбирают?
«Мой сын в возрасте от двух до шести лет любил рассказывать историю о том, как он выбрал меня своей матерью. По его словам, он находился в освещенной комнате вместе с каким-то человеком, одетым в костюм. Напротив стояли люди, «похожие на кукол», и незнакомец предложил ему выбрать себе маму».
«Когда мой племянник научился складывать слова в предложения, он рассказал моей сестре и ее мужу, как он рад, что выбрал их. Он утверждал, будто до того, как стать ребенком, он в ярко освещенном помещении видел множество людей, из которых “выбрал свою Маму, так как у нее было милое личико».
Что делать, или 4 совета для взрослых:
Как же воспринимать подобные заявления своего ребенка? Многие родители, которые сталкиваются с такими ситуациями, впадают в панику и отчаяние – «Мой ребенок – сумасшедший?!» Но не торопитесь с выводами.
1. Выслушайте своего ребенка, при необходимости – задайте наводящие вопросы: «где это было?», «когда?», «как тебя звали?», «хочешь ли ты рассказать что-то еще?» Можно даже поинтересоваться, почему именно сейчас он вспомнил что-то из прошлой жизни, и какое значение это имеет.
2. Запишите все, что скажет Ваш ребенок. Можете сделать это в форме игры — например, в виде рисунков, дополняя их записями. Может быть, в процессе этого занятия Ваш малыш расскажет что-то большее.
3. Выразите ребенку свое внимание и интерес.
Чувство того, что близкий человек его поддерживает, особенно важно в такие моменты, — это только упрочит Ваши отношения с ребенком.
4. Ни в коем случае не нужно смеяться и шутить по поводу сказанного, это может не только обидеть Вашего ребенка, но и отложится в его памяти. Кто знает, может, он перенесет это и в следующую жизнь?
Будьте чутки и внимательны к Вашему малышу! Воспоминания о прошлых жизнях – важное событие! Это говорит о тонкости и уникальности Вашего ребенка. Понаблюдайте, может, он раскроет и другие свои таланты и способности. А за внимательный подход к событиям его прошлой жизни, Ваш ребенок еще поблагодарит Вас, будучи уже взрослым!
Подготовила Кристина Никитина,
сотрудник журнала «Реинкарнационика»